Одна из главных задач нашей компании — доставлять контейнеры из КНР в Россию. Лучше всего мы разбираемся в ж/д поставках. Регулярно мы заключаем множество контрактов. Почти в каждом из них встречаются аббревиатуры: FOB, EXW или FCA. Их называют термины, базисы или условия поставки. В статье вы узнаете, какие существуют условия поставки, что обозначает каждый термин и как выбрать подходящий для доставки из Китая.
Зачем нужны правила Инкотермс
Какие бывают правила поставки и в чём их отличия
О том, какие будут условия, участники сделки договариваются заранее. Термины делятся на типы по уровню риска, а также разделению обязанностей покупателя и продавца.
Тип Е | Тип F | Тип C | Тип D |
Покупатель забирает груз на заводе. Риски на нём. |
Покупатель принимает затаможенный груз уже в транспорте. |
Покупатель принимает груз уже в своей стране, но риски покупатель несет только до тех пор, пока не передаст груз перевозчику. |
Покупатель принимает груз у себя на складе. |
Как прописывают условия поставки в документах
Термины ставят в инвойсе, спецификации и договоре. Открыв один из таких документов, вы увидите подобную надпись: EXW Cangzhou, где EXW — название условий поставки, а Cangzhou — это китайский город, где продавец передает товар покупателю.
Это инвойс. То есть счёт на оплату. Груз из Китая на условиях поставки EXW обошелся в 34 951,56$
Какие базисы подойдут тем, кто закупает товар из КНР
Стандарт в КНР, с которым мы чаще всего работаем — EXW или FOB. FOB применяется только к морским поставкам. Хотя часто, по привычке, FOB используют для ж/д отгрузок, хотя по правилам должны использовать FCA.
Условия поставки также зависят от того, имеет ли ваш продавец лицензии на экспорт. Если нет, то он не может поставлять грузы по FOB, так как этот базис предполагает таможенное оформление.
Закупая груз на EXW, вы можете переплатить китайский НДС. Ведь он возвращается исключительно при экспорте.
В остальном, кроме FOB и EXW, продавцу лучше ориентироваться на договорённости с покупателем и его конкретные требования. Например, для больших заказчиков продавец иногда готов организовать доставку сам в порт РФ на условиях CIF.
DDU чаще всего используют китайские компании, которые отправляют груз сами себе — на свою официальную фирму в РФ.
Импорт в Россию с условиями DDP невозможен, так как по закону РФ оплачивать таможенные сборы может только резидент РФ. В Европе DDP встречается, так как законодательство ЕС позволяет продавцу платить в Европе таможенные пошлины.
От чего зависит, какие условия поставки выбрать покупателю
1. От целей и адреса доставки
Выбор условий поставки покупателя зависит от его целей и географии поставки товара в Россию. Если товар произвели далеко от морских портов, но близко к китайской границе, возможно, поставка автомобилем будет интереснее. В этом случае сразу отпадут условия поставки, которые не подходят для этого вида транспорта: например, FAS, FOB, CFR и CIF.
2. От вида транспорта и объемов заказа
Для доставок по воде подходят только FAS, FOB, CFR, CIF.
Когда покупатель заказывает ресурсы большими объемами, он использует условия поставки, где продавец доставляет груз до границы России. К примеру, CIF:
Для контейнерных железнодорожных перевозок часто используют FOB или FCA.На судно валом насыпают уголь и покупатель договаривается, что заплатит деньги, при условии, что товар довезут до границы, где он сможет его проверить. Риски, переходят от продавца в тот момент, когда груз попадает на судно.
3. От необходимости таможенного оформления
Тем, кто импортирует в серую, обычно не нужны документы для таможенного оформления. В этом случае им больше подходит EXW.
Бывают китайские заводы, которые покупают материалы, производят и продают товары неофициально. Они перевозят грузы по условиям EXW и не платят налоги. Тем, кто вывозит товары в серую, не важно наличие в договоре прохождения таможенного оформления. Ведь, только при официальном экспорте можно оформить возврат НДС.
Если вы перевозите грузы официально, то вам больше подойдут условия FOB, CIF и так далее. Иначе перевозка для вас обойдётся дороже, потому что при EXW не будет возврата НДС поставщику, и он заложит её в вашу цену.
Что запомнить об Инкотермс
- Инкотермс — это ответ на вопрос: «Кто, за что, откуда и как долго отвечает в процессе поставки товара покупателю».
- Помните, что, чем вам удобнее, тем больше будет вложена стоимость этих удобств в цену товара.
- Прописывайте в договоре несколько вариантов условий поставки.
- Новая версия базисов выходит каждые 10 лет. Последняя — Инкотермс 2020. Выбирать можно любую.
- Только при CIP и CIF продавец обязан застраховать груз. В остальных случаях по договорённости.