С 2019 года в России действует обязательная маркировка на ограниченный список продукции, а к 2024 году нужно будет маркировать всё. Это было сделано, чтобы решить проблему сбыта немаркированных товаров и продукции. Маркировка подтверждает качество и легальность производства, тем самым ограничивая оборот контрафакта. (О правилах маркирования продукции читайте в статье нашего блога.)
Чтобы произвести маркировку, нужно получить в «Честном знаке» коды Data Matrix и обклеить ими каждое изделие. В этих кодах зашифрована вся информация о товаре и о том, где он сейчас находится — в пути, на складе, в магазине или уже у конечного потребителя.
Так выглядит код Data Matrix:

Процесс маркировки затрагивает всех участников оборота: производителя, импортера и продавца.
Маркированный и немаркированный товар: в чем разница
По закону на август 2022 года должны маркироваться обувь, одежда, домашний текстиль, духи, фотоаппараты, шины, велосипеды и еще несколько видов продукции. Актуальный список всегда можно посмотреть в Распоряжении Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018.
Ниже фрагмент из Распоряжения. В нем для каждой группы указаны Код ОКПД2 и Код ТН ВЭД ЕАЭС. То есть, если вы импортируете верхнюю одежду с другими кодами, то ее маркировать не придется.

Есть еще одна оговорка — маркировать нужно только тот груз, который вы планируете продавать. Поэтому если ввозите шины для автопарка своей компании, то их маркировать не нужно.
Таким образом, продукцию нужно обязательно маркировать, если он есть в перечне и вы планируете его продавать. Если этого не сделать, то продукция приобретает статус немаркированной. А оборот немаркированных товаров и продукции запрещен на территории РФ — такое нельзя покупать, продавать, перевозить и хранить.
Штрафы за немаркированный товар
Имея дело с немаркированной продукцией, можно получить штрафы или, даже условный срок. Кроме того, при нарушениях всю партию контрафакта конфисковывают и уничтожают.
Нарушения и штрафы утверждены в статье 15.12 Кодекса РФ об административных нарушениях. Размер штрафа зависит от конкретного нарушения и налогового статуса нарушителя. Например, при нарушении порядка маркировки или перевозке немаркированных товаров с целью сбыта ИП заплатит от 5 до 10 тыс. рублей, а ООО — от 50 до 300 тыс. рублей.
Уголовная ответственность за немаркированный товар прописана в статье 171.1 Уголовного кодекса РФ. Так, если ввезти без маркировки одежду на 2,25 млн рублей, то это будет квалифицироваться как преступление в крупном размере. Это повлечет за собой уголовный штраф и конфискацию. А если такой ввоз контрафакта будет организован группой по предварительному сговору, то уже грозит условный срок от 3 до 6 лет.
Кроме того, уголовное наказание предусмотрено за поддельную маркировку. То есть нельзя заказать фальшивые коды и обклеить ими обувь на своем складе в Санкт-Петербурге.
Таким образом, лучше не перевозить немаркированный товар — ответственность и последствия слишком велики.
Есть два рабочих варианта для своевременной маркировки грузов:
- Производитель в Китае или ЕС сам наносит код на каждое изделие. Для этого импортер сначала договаривается о дополнительной услуге, потом заказывает коды в «Честном знаке» на каждое наименование и упаковку и пересылает их производителю в электронном виде.
- Код наносит посредник на складе производителя. Обычно это логистический оператор, который перевозит товар из Китая или ЕС в Россию. В этом случае важно отслеживать качество изготовления продукции на заводе-производителе.
Рассчитайте стоимость доставки продукции из Китая в Москву и другие российские пункты назначения с помощью "АВМ Логистики". Мы избавим вас от рисков получения штрафа за отсутствие маркировки на товаре — договоримся с производителем о ее нанесении и проконтролируем процесс.