Многие грузоотправители и грузополучатели импортных товаров не уделяют внимания маркетинговым исследованиям в сфере таможенного оформления или, как его еще называют, “растаможки”. Участников товарооборота устраивает услуга в комплексе с прочими экспедиционными сервисами и то, что занимаются этим профессионалы.
Тем не менее не помешает ознакомиться с ситуацией на рынке услуг таможенного оформления. Она меняется, находится на подъеме. Влияет на это ряд факторов. Отметим главные среди них:
- одно из основных поступлений в бюджет РФ формируют таможенные платежи, в первую очередь на импорт;
- особое внимание государство уделяет правильности декларирования импортных товаров, что позволяет собирать налоги в полном размере;
- растущий объем Интернет-торговли увеличивает объем таможенной очистки товаров наряду с понижением минимального порога декларирования товаров;
- дополнительные объемы таможенной очистки дает ужесточение контроля исполнения правил сертификации импортных товаров, которые требуют реальный ввоз образцов продукции.
Специализация компании «АВМ Логистика» – организация доставки грузов на направлении Китай-Россия, и таможенное оформление грузов из Китая. Это одна из ведущих услуг в пакете «под ключ» и наиболее востребованная отдельно от прочих (предоставляется в двух вариантах – полная и частичная, то есть только помощь для безошибочного заполнения документов). Объясним, почему мы так активно развиваем это направление деятельности.
Рынок таможенных услуг один из самых быстрорастущих в России
Рынок таможенных услуг быстро развивается в России. Поскольку таможенные платежи - одна из основных статей поступлений в бюджет, сокращение дохода от ВЭД – признак начала экономического кризиса, что мы и наблюдали в 2020 году.
Пандемия и введение ограничений сказались на этой статье. По данным информационного агентства «Интерфакс» падение дохода от ВЭД в мае 2020 года достигало 46%.
Как сообщила корреспонденту агентства замглавы ФТС России Елена Ягодкина в интервью от 5 октября, структура доходов бюджета от ВЭД кардинально изменилась за прошедшие шесть лет. Связано это с реорганизацией системы налогообложения в нефтегазовой отрасли.
- В 2014 году, соотношение доли доходности экспортной и импортной было 65% к 32% (остальное - нетаможенные платежи).
- К 2020 году прогнозировалась обратная ситуация – 33% к 64%. По факту динамика платежей от импорта составили 72,5%, от экспорта - около 25%.
Тенденция продолжается в 2021 году, несмотря на очередные волны пандемии. Лидером поступлений в бюджет остаются платежи от ввозимых товаров. Оживление ВЭД после первой волны коронавирусной инфекции и девальвации рубля очевидно влияют на это. Правительство предпринимает меры поддержки внешней торговли.
По итогам 2020 года, несмотря на общее снижение объема ввозимых товаров на 17%, доходы от импорта упали лишь на 2% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
Объяснить это несложно: резкий рост курса доллара, а именно к нему привязана стоимость импортных товаров, привел к увеличению таможенных платежей.
- По официальным данным в федеральный бюджет за первые 3 квартала 2020 года в общей сложности от таможни поступило 3 трлн 217 млрд р., из которых 2 трлн 340 млрд р. – доля импорта.
- По данным «Интерфакс», основанным на официальной информации ФТС, платежи, взимаемые при импорте товаров, в январе-мае 2021 года составили 1 трлн 659,2 млрд р. (рост 38% в сравнении с 2020 годом).
- В настоящее время рост внешнеэкономической активности и объемов налогооблагаемого импорта продолжается.
- Правительство одобрило проект ФЗ о бюджете, где параметры на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов для таможенных органов составляет 4 трлн 988 млрд р. Из них по импортной составляющей - 3,6 трлн р.
Способы повышения эффективности услуг таможенного оформления
ФТС России и Правительство сосредоточены на совершении таможенного администрирования. Реализуется проект полной автоматизации процессов, связанных с выполнением таможенных операций. Это упрощает взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами, ускоряет его, позволяет в режиме реального времени получать и передавать информацию в электронном виде.
Усилия были предприняты несколько лет назад по инициативе ФТС. Стратегия разработана до 2020 года, потребовала пересмотра в связи с пандемией и вызванным ею экономическим кризисом. Проект внедрения инновационных технологий в работу таможенных органов продолжается, совершенствуется.
Это далеко не все, что требуется предпринимателям. Наряду с ростом объема услуг по таможенному оформлению эксперты «АВМ Логистика» отмечают падение их рентабельности. Поскольку правильность декларирования товаров жестко контролируется государством, а оно в связи с вышеописанной ситуацией заинтересовано в максимальной собираемости налогов на импорт, любые ошибки часто приводят к штрафам и доплатам. В такой ситуации, ценность профессионального таможенного оформления товаров из Китая увеличивается.
Многие наши клиенты решают вопрос повышения эффективности операций для сохранения нормы прибыли или хотя бы замедленного падения маржинальности. В связи с этим клиент ожидает всё большую поддержку от Таможенного Представителя (брокера) при доставки товаров из Китая в РФ.
Например, вместо того, чтобы обращаться к таможенному брокеру и проводить таможенную очистку под печать брокера (15000-25000 рублей), можно самостоятельно заполнить все документы и импортировать товар под собственную печать компании клиента (0 рублей). Для этого конечно потребуются специалисты таможенного дела (зарплата 50-75 т.р.). Однако, если импорт нерегулярный, то платить зарплату невыгодно. Поэтому лучше оплатить тем, кто помогает грамотно заполнить документы, которые клиент уже сам подает в органы. Например, АВМ Логистика уже несколько лет предоставляет подобные услуги (цены гораздо ниже, чем при работе с таможенным брокером).
Специалисты «АВМ Логистика» работают в сфере таможенного оформления с 2017-го года и поняли данную тенденцию развития сферы оказания услуг ТО. Использование квалифицированных кадров сулит увеличение объема ввозимых товаров при повышении конкурентоспособности (хотя и снижении нормы рентабельности).
Условием более успешной / экономически выгодной организации услуг таможенного оформления грузов из Китая в Россию является интеграция в едином комплексе:
- таможенных органов
- таможенных декларантов
- таможенных брокеров (представителей)
- импортёров / предприятий-участников ВЭД
В связи с этим, «АВМ Логистика», возможно, придумала интересный способы повышения эффективности предоставления услуг ТО:
Разработана идея новой платформы, с возможностью предложить рынку конкурентную цену и быстрое время оформления декларации. Действует новинка будет по принципу «Яндекс Такси»: с одной стороны потребитель услуг такси, с другой поставщик этих услуг (водитель), с третьей агрегатор этих услуг, соединяющий потребителя с поставщиком (Яндекс). АВМ Логистика также предлагает агрегировать потребителей-импортёров, которым требуется грамотное заполнение деклараций с декларантами / поставщиками услуг ТО.
То есть на такой платформе, с одной стороны, собраны потребители услуг, а с другой - декларанты. Они и оформляют таможенную очистку товаров.
Соответственно, по аналогии с «Яндекс Такси», кодовое имя данной платформы могло бы быть - «Яндекс Декларации». Ну или в АВМ Логистике - «АВМ Декларации».
- «АВМ декларация» - это масштабный проект, который постепенно будет внедряться.
- Как MVP (минимально жизнеспособный продукт) по этому направлению он подходит на текущем этапе всем клиентам «АВМ Логистика».
- Коммуникация между потребителем и поставщиком услуги должна быть полноценной.
Сотрудники компании понимают, какие ресурсы нужны компании, чтобы полноценно создать электронную платформу декларирования. Поэтому сегодня мы пошли по пути создания MVP (Minimum Viable Product). Мы проверим работоспособность модели электронного декларирования на практике, начав:
- принимать товаросопроводительные документы в электронном виде;
- внедрять технологию работы с удаленными декларантами, чтобы снизить издержки компании на таможенное оформление товара из Китая;
- вовремя оформлять декларации.
Создание альянсов и использование электронных платформ - как способы повышения эффективности работы
Помимо внедрения некоторых общих инструментов мы хотели бы развивать на благо своих клиентов результативность собственной работы в экспедиции и таможенном оформлении за счет:
- создания альянсов;
- построения электронных платформ;
- гармоничного встраивания в платформы.
Мы призываем всех, кто понимает значимость альянсов и платформ, к сотрудничеству. Сейчас мы тестируем бизнес-модели «АВМ Декларации». Считаем, что это правильный путь, который позволит нам стать востребованной компанией на рынке таможенного оформления и гарантировать успех нашим клиентам.
Мы не отказываемся от максимальной цели сделать платформу по декларированию товаров по принципу «Яндекс такси», верим, что мир будущего - это мир взаимовыгодных альянсов по принципу win-win. Нельзя сегодня строить бизнес в одиночку. Делегирование некоторых задач обязательно, но требуются при этом опытные и квалифицированные партнеры, заинтересованные в доходности всех ветвей сотрудничества. Именно такой аутсорсинг усиливает преимущества компании, минимизирует ее риски.
Вы готовы стать нашим партнером? Мы ищем тех, кто будет пользоваться сервисом «АВМ», кто хотел бы с нами строить совместную и успешную платформу, кто хочет повысить эффективность бизнеса, связанного с организацией простой, быстрой и безопасной транспортировки грузов на направлении Китай-Россия или с организацией таможенного оформления импортных товаров в РФ из любой точки мира.
Процесс сложный, но вместе мы решим все задачи и победим!
«AVM Logistics» взаимодействует с российскими юридическими лицами. Узнайте, сколько стоит таможенное оформление товара из Китая у наших менеджеров. Звоните нам или пишите на е-мейл, обращайтесь непосредственно с сайта, через мессенджеры, соцсети. Все обсудим лично и примем решение о параметрах сотрудничества.
Дела докажут, что нам по пути…